Home | Судьбы | Иван Андреевич Крылов 1768 - 1844

Иван Андреевич Крылов 1768 - 1844

By
Font size: Decrease font Enlarge font
Иван Андреевич Крылов 1768 - 1844

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1768 года. Сын бедного чиновника, Крылов не мог получить блестящего воспитания, но,

      благодаря своей счастливой натуре, он не остался без образования и в этом отношении с малыми средствами умел сделать много. Иван Андреевич Крылов принадлежал к числу тех оригинальных натур, в которых сильная внутренняя самодеятельность соединяется с беспечностью, ленью и равнодушием ко всему. Крылов не был страстен, но не был и апатичен: он был только ровен и спокоен. Удивляя своей леностью, он умел удивлять и деятельностью, известен анекдот о нем, как он из-за спора с приятелем своим Гнедичем в короткое время, тайком ото всех, выучился греческому языку, будучи уже далеко не в тех летах, когда учатся. Поэтому немудрено, что в нем рано проснулась страсть к литературе, которая никогда не пылал в нем, но всегда горела тихим и ровным пламенем.
    
     Пятнадцати лет от роду Крылов был уже сочинителем и, бедный канцелярист в одном из присутственных мест Твери, написал либретто комической оперы "Кофейница" (Крылов любил музыку). Опера эта никогда не была в печати, и беспечный автор даже затерял и рукопись своего первого произведения. Семнадцати лет от роду Иван Андреевич Крылов  переехал на службу в Петербург в 1785 году, и с этого времени начинается его литературная карьера. Он знал по-французски, но настоящими учителями его были тогдашние русские писатели.
    
     Не скоро сознал Крылов свое назначение и долго пробовал свои силы не на своем поприще. Не думая быть баснописцем, он думал быть драматургом; пробовал себя даже в оде. Крылов не был особенным почитателем этого рода поэзии, исключительно завладевшего тогда всею русскою литературою, и зло подтрунивал над "одистами". "Почта духов" была первым журналом, который издавал Крылов  или в котором он принимал деятельное участие. Это издание состоит из двух частей; выходило оно в 1789 году, а в 1802-м вышло вторым изданием. В то время Крылов  посвящал свои труды театру: в 1793 году написал он комедию "Проказники" и оперу "Бешеная семья"; в 1794 написал комедию "Сочинитель в прихожей". Должно быть , они были играны в театре, потому что обратили на автора внимание императрицы Екатерины II, которая пожелала видеть Крылова; об этом событии Крылов и в старости рассказывал с глубоким чувством. Имя Крылова сделалось тогда известным, и он занял почетное место между писателями того времени. Но эта слава не удовлетворяла его; он как бы чувствовал, если не сознавал, что идет не по своей дороге, и не мог ни на чем остановиться. Вдруг пришло ему в голову писать басни; не доверяя себе, он показал свои первые опыты в этом роде Дмитриеву, который, одобрив их, возбудил в Крылове смелость действовать на этом поприще. Какие были первые басни, написанные Крыловым, и где они напечатаны - нам неизвестно. Как бы то ни было, но басни Крылова начали часто появляться только в "Драматическом вестнике", издававшемся в 1808 году. В 1809 году вышло первое издание "Басен" Крылова. В 1807 году Крылов навсегда распрощался с театром, напечатав комедии "Модная лавка" и "Урок дочкам". Эти комедии возбудили в публике того времени величайший восторг. В 1811 году вышло второе, исправленное издание басен и в том же году издание новых басен; затем следовали издания 1815 и 1819 годов. В двадцатых годах книгопродавец Смирнов купил у Крылова, за 40,000 рублей ассигнациями, право на издание его басен в продолжение десяти лет. Число читателей Крылова беспрерывно будет увеличиваться по мере увеличения числа грамотных людей в России. Басни Крылова давно уже выучены наизусть образoванными и полуобразованными сословиями в России, но со временем его будет читать весь народ русский. Это слава, это триумф! Из всех родов славы самая лестная, самая великая, самая неподкупная слава народная.
    
     Личность Крылова вся отразилась в его баснях, которые могут служить образцом русского себе на уме, - того, что французы называют задней мыслью. Человек, живой по натуре, умный, хорошо умевший понять и оценить всякие отношения, всякое положение, знавший людей, - Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, как оно есть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности. И его странности не были ни маскою, ни расчетом: напротив, они составляли неотделимую часть его самого, были его натурою. Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца? - и этого впечатления не разрушала ни трубка, ни сигарка, не выходившая из рта его. Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал; в речи его было столько спокойствия и равноты, а в молчании так много говорило спокойное лицо его.
    
     Сын бедного чиновника, мальчик с стремлением к образованию, Крылов сам пробил себе дорогу в жизни. В то время книг не любили и канцеляристам не позволяли терять время на эти вздоры. Во время юности Крылова бросить службу и жить литературными трудами, весьма скудно вознаграждавшимися, завести типографию и быть вместе и автором и почти наборщиком своих сочинений - это означало не прихоть, а признак высшего призвания. Талант Крылова нашел себе ценителя не в одной публике. В 1814 году он был произведен в коллежские асессоры, по высочайшему повелению, во уважение отличных дарований, как сказано в указе. В 1839 году Крылов имел пансион в 6,000 рублей ассигнациями, был статским советником и кавалером нескольких орденов. Наконец, 3 февраля 1836 года Крылов получил истинную, небывалую до тех пор награду за свои литературные заслуги: в этот день был празднован пятидесятилетний юбилей литературной его деятельности. Петербургскими литераторами, с высочайшего соизволения, дан был Крылову обед, в котором участвовали многие сановники и знаменитые лица. При этом случае Крылову был пожалован орден Станислава 2-й степени. По случаю юбилея была выбита медаль с изображением Крылова. Эта овация сильно подействовала на маститого поэта.
    
     Талант Крылова доставили ему много покровителей и связей; он сблизил его с А. Н. Олениным, в доме которого Крылов был принят как родной. Крылов в Оленине любил и друга, и человека своего времени: удивительно ли, что с его смертью Крылов  осиротел совершенно? Вокруг Крылова волновались уже все новые поколения; Крылов видел их любовь и внимание к нему, но своего, родного, близкого к сердцу он уже не видел нигде, и не с кем было ему перемолвить о том времени, в которое он был молод ... Кто не желал бы видеть всегда живым и здоровым этого исполненного дней и славы старца? Кому не грустна мысль о том, что уже нет его? - Но эта грусть светла, в ней нет страдания: дедушка Крылов заплатил последнюю и неизбежную дань природе; он умер, вполне свершив свое призвание, вполне насладившись заслуженною славою. Смерть для Крылова была не несчастьем, а успокоением, может быть, давно желанным.

Rate this article

0
www.asvetlana.com domra

Сказка Баба-Яга и Кощей Бессмертный