Глава XV

By
Font size: Decrease font Enlarge font
Глава XV

Опасности окружали их, земля трескалась; свистя и клубясь, исходил из нее смрадный дым, пламя и смертельные газы. Люди падали, мгновенно убитые их тлетворными испарениями,

"Пришел конец, - подумал  Главк, - вот она смерть. Но мы умрем вместе". Он закрыл глаза и мысленно простился с жизнью, взял в руку бесчувственную руку Ионы и ждал последней минуты. Мимо них, стеная и крича, с воплями неописуемого отчаяния бежали толпы помпеян, опережая друг друга. Многие падали и задыхались; порою поле пустело и людские вопли переставали смешиваться с грохотом стихий. В это мгновение слух его был поражен чудесными звуками, подымавшимися пронзительно, но стройно. Какой-то хор - не духи ли света и небес? - пел неведомую ему мелодию. Она была слышна средь завываний бури и грохота грома; ее высокие ноты прорывались сквозь шум, вой и раскаты разъяренных стихий. Эти ноты, полные неземного выражения, казалось, летели в далекое, омраченное небо. То был гимн великому Богу, Зиждителю всего, вся и все Повелителю. Голоса христиан пели с невыразимым умилением и энтузиазмом. Толпа христиан тронулась в путь в том же порядке, не спеша и не смущаясь, воспевая хвалу Богу, моля Его и призывая Его милость. Когда толпы бегущих опережали их или встречались с ними, испуская стоны и вопли исступленного отчаяния, христиане, смыкались теснее, уступали дорогу бегущим и удалялись в сторону. Всеобщее смятение не касалось их. Они шли, сосредоточенные на молитве, послушные своим вожакам, покорные воле Божией, готовые умереть, если на то будет Его воля, и спастись, если Ему это будет угодно. Женщины пели с особым чувством. Высокие, чистые, полные любви голоса, господствуя над грохотом стихии, высились над стонами людскими. Опасности окружали их, земля трескалась; свистя и клубясь, исходил из нее смрадный дым, пламя и смертельные газы. Люди падали, мгновенно убитые их тлетворными испарениями, но христиане шли вперед, осеняя себя крестным знамением. Когда они подходили уже к морю, подземные удары превратились в непрерывный гул, страшный и оглушительный. Опережая христиан, с другой стороны, показалась многочисленная группа людей, передние с усилием несли большие сундуки, задние окружали высокого человека, величественно завернутого в мантию. Он шел важно, хотя и спешил, судя по ускоренной походке. Главк сразу узнал его: это был Арбац со своими сокровищами и невольниками. В эту самую минуту земля вновь задрожала, так что многие упали ниц, а другие, цепляясь друг за друга, едва стояли. С глухим, но страшным треском земля разверзлась и внезапно образовалась пропасть, из которой исходило пламя и смрадный дым. Главк видел, как в эту зияющую и дымящуюся расселину вдруг упал Арбац, который даже не успел испустить и крика. Главк невольно схватил за руку шедшего возле него Олимпия и вскрикнул от ужаса.

- Суд Божий праведен, - произнес Олимпий. - Не присваивай себе права наказывать и мстить. Господь сказал: Суд есть Мой. Да будет всегда и во всем воля Его. 

Отрывок из романа "Последние дни Помпеи"  

Rate this article

0
www.asvetlana.com domra

Сказка Баба-Яга и Кощей Бессмертный