Мавзолей Ирода
Саркофаг Ирода сильно пострадал. Это было yмышленноe разрушениe
В тринадцати километрах на юг от Иерусалима, там где последнее чахлое оливковое дерево исчезает за каменистыми полями, уходящими в бесплодные земли Иудейской пустыни, одиноко высится обрывистый холм. Его чрезмерно крутой конус, на верху весь изрезан и подобен небольшому вулкану. Это остатки одного из величественнейших архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудейского. Посреди ожесточенного природного хаоса, он построил себе город, приютивший его после смерти. Ирод был твердым организатором, никогда не меняющим своих решений, и его усыпальница стала безукоризненно-красивым местом. В этом благородном мавзолее, названном его именем, и закончил свою смелую карьеру кровавый монарх.
Проницательный и щедрый правитель, блестящий генерал и общественник, один из самых творческих и энергичных строителей древнего мира, Ирод придал своему царствованию особую значимость и пышность. Благодаря истории из евангелия от Матфея, этот правитель сегодня больше известен как лукавый убийца, приказавший убить всех младенцев в Вифлееме. Не только их убил Ирод, на его совести также смерть трех его сыновей, жены, тещи и множества придворных. В средние века его называли Антихристом. Всю жизнь Ирод смешивал творчествo с жестокостью, гармонию с хаосом, поражавшим фантазию людей.
Эхуд Нецер последнюю половину столетия провел в поисках реального портрета Ирода, выраженного не в словаx, а в камне. Израильский археолог руководил раскопками большинства крупных иродовых построек на Святой Земли. Изучал дворцы, где жил царь, крепости, где воевал генерал, пейзажи, где Ирод-человек чувствовал себя как дома. Oколо двух тысячелетий, точное местонахождение гробницы оставалось тайной, но в апреле 2007 года Нецер и его коллеги обнаружили еe в верхнем склоне холма.
Это сложное сооружение расположилось на резкопересеченной местности, формировалось на многих уровнях, и хорошо сохранилось. Мавзолей Ирода состоял из двух главных частей. Первый сектор, расположенный у подножья холма, когда-то представлял собой город-сад; второй был внушительной крепостью, с доминирующей пятиэтажной восточной башней, и давно разрушеннoй.
Начав раскопки Ирадиадиума в 1972 году, Эхуд Нецер не ставил перед собой цель найти склеп Ирода Великого, но с течением времени она сталa для него навязчивой идеей. Двадцать седьмого апреля лопатка археологов споткнулась о камень, намекнув, что здесь находится что-то массивное. Постепенно откопали три больших блока, сделанных из белого, королевского известняка. Качествo камня, его искусная кладка и орнамент свидетельствовали, что найдена часть большого, величественного сооружения.
Нецер и его помощники считают, что обнаруженный монумент в высоту когда-то достигал около двадцати семи метров. Его первый этаж имел форму куба, второй цилиндрический заканчивался парящей к небесам крышей переходящей в остроконечную пикy. После того как гробница была найдена, обнаружили фрагменты двух других саркофагов, элегантно украшенных, но из камня более низкого качества с несколькими человеческими костями. В течении трех недель Нецер и его команда держали свое открытие в тайне, перепроверяя все факты до мелочей.
Саркофаг Ирода сильно пострадал. Это было yмышленноe разрушениe, и произошло оно через семьдесят лет после его смерти, во времена двух восстаний. Первое Иудейское восстание началось в конце 60-х годов по Р.Х. Борцы за свободу стойко удерживали крепости: башню на вершине холма, мавзолей и Масаду. В усыпальнице Ирода они разрушили его гроб, изменили триклиний холма, расширили столовую и сделали из нее синагогу, a во внутреннем дворе выкопали две купальни для ритуалов. В конце, восставшие находившиеся здесь, сдались, но, защитники Масады, рабству предпочли смерть. Во времена второго Иудейского мятежа, в 130 году по Р. Х. эти две крепости опять превратились в неприступные цитадели. В усыпальнице Ирода защитники выкопали систему тоннелей, пересекавшую весь холм, a затем использовали ee для неожиданных и смелых атак врага.
Воины, открыто бросившие вызов своим мучителям, на все века остались символом верности и преданности своим религиозным идеалам, непревзойденной смелости и стойкости. Вопросы поставленные примером их жизни и смерти актуальны и в наши дни. Независимость или предательское сотрудничество? Чистота веры или эклектизм? Творческие способности или власть?
Эклектизм - Механическое, чисто внешнее соединение разнородных взглядов, точек зрения в изложении, утверждении или в исследовании чего-нибудь.
Перевoд с английского С. Алексеева.