Раскопки Помпеи
Извержение Везувия не разрушило, но сохранило для потомства Помпею,
во всей ее древней, оригинальной и своеобразной красоте.
При раскопках Помпеи находят постоянно скелеты людей и животных. Люди, застигнутые извержением, умирали, задушенные дымом и тлетворными газами, раздавленные камнями и бегущей толпой, засыпанные пеплом, залитые лавой. В улице могил и надгробных памятников толпа особенно густа, в ней найдено много скелетов в разных положениях, которые обличают людей бежавших и спасавшихся. Между ними замечателен скелет молодой женщины с ребенком, которая , спасаясь, зашла в гробницу; вход был завален пеплом, и она погибла там с ребенком, не будучи в состоянии выйти оттуда. Другие скелеты найдены лежащими, будто упавшими на бегу и погибшими на месте падения. У ворот Помпеи откопаны солдаты, не оставившие своего поста. Один из них сохранился замечательно. Одной рукой он зажимает себе рот, вероятно, силясь оградить себя от удушающего дыма и смрада, другой рукой держит копье. Каска надвинута на лоб. Так он погиб, доблестно исполняя свой воинский долг, так он был найден спустя много столетий после своей смерти - для хвалы и удивления потомства, свидетельствуя о мужестве и преданности долгу римского солдата.
В загородном доме одного богача, в подвалах, засыпанных пеплом, залитых лавой, нашли 17 скелетов - женщин, детей, мужчин, скученных вместе, прижавшись один к другому. В пепле отпечаталась грудь молодой женщины, которую считают за дочь богача. Сам он найден в саду вместе с невольниками, вероятно, он покинул подвалы дома и задохнулся тотчас же, не успев дойти до конца своего сада.
Жрец Изиды найден в подземелье храма богини Изиды с заступом в руках. Надо полагать, что он хотел выйти из подземелья, двери которого засыпал пепел, и принялся ломать стену, прокладывая себе выход, но умер от изнеможения или голода, умер с заступом в руках. Так он погиб посреди сокровищ и золота, за которым возвратился. Около него лежал скелет здорового, толстого человека в сандалях, привязанных ремнями к ногам, в одежде из грубой ткани, судя по отпечатку, который она оставила на пепле.
В других улицах Помпеи нашли женщин с монетами в руках, с серебряными вазами и драгоценными украшениями. Их прически, одежды явственно отпечатались на застывшем на них пепле. Одна женщина лежит скорчившись, с рукою, поднятой к верху, другую - конвульсивно сжатой; поза ее обличает мучения смерти. За нею еще две женщины, вероятно - мать и дочь. Дочь, спасаясь бегством, очевидно, упала на ходу, ничком, и, не будучи в состоянии встать, положила голову на руки и закрыла лицо платьем. Все это отпечаталось на затвердевшем пепле.
Чтобы получить самый верный отпечаток погибших, итальянский археолог и руководитель раскопок Фиорелли употреблял следующий, очень умно придуманный способ. Лишь только рабочие замечали в раскапываемой лаве пустоту, на дне которой весьма часто лежaли куча костей, тo ничего не трогая, они извещали об этом Фиорелли. Он заключал, что пустота произошла от какого-либо тела или предмета, которое лава залила, и потому сверху просверливали дыру и вливали гипс. Когда гипс остывал, его осторожно очищали от окаменевшей лавы и пепла, и таким образом получали изображение мужчины, женщины, ребенка, в той самой одежде и в той самой позе, в которой они были застигнуты смертью. На гипсе явственно воспроизводилась вся личность погибших. В помпейском музее посетители могут увидеть гипсовые тела людей, которых лава Везувия сохранила с поразительной целостью. Это не статуи, не египетские мумии, а именно сохраненные в целости тела людей, в их одежде, с их украшениями, прической и обувью, в той позе, в которой они испустили последнее дыхание. Шитые роскошно башмаки молодой девочки, ее покрывало, разорванное в бегстве, широкие рукава и дорогая туника привлекают внимание посетителей той отчетливостью, с которой все это отпечаталось в пепле и отлилось в гипсе. Положение тел погибших обличает мучительную агонию смерти. В Помпее отрыты человеческие скелеты и множество скелетов ослов, собак, лошадей. Нет только ни одной кошки. Надо полагать, что эти хитрые животные, чуя беду, разбежались вовремя, до разрушения города.
Раскопки Помпеи продолжаются с большим старанием и искусством. Помпея представляет путешественникам богатые сокровища искусства и высшей степени любопытное зрелище. Можно сказать утвердительно, что извержение Везувия не разрушило, но сохранило для потомства Помпею, во всей ее древней, оригинальной и своеобразной красоте.