Друзья Иова

Елифаз Феманитянин – судья и философ, Вилдад Савхиянин – старовер, Сафар Наамитянин – научный аристократ.
Первая речь Елифаза Феманитянина (Иов 4 и 5 главы).
Философ, дипломат от религии. Религиозный сновидец и ясновидец, видящий видения; собиратель примет и предрассудков. Тайновидец, любящий ночные видения, собирающий сновидения и ночные голоса. Он прообраз современных пророков лжи и пустоты. Чревовещатель, который слышит голос собственного сердца, и спешит проклинать: ''Видел, и тотчас проклял дом его.''
Любящий проклятия, Елифаз Феманитянин использует силу своих религиозных знаний не на добро, а на зло; не на благословение, а на проклятие. Он прообраз будущих инквизиторов и палачей правды, умножающих на земле бедность и нищету. В их устах слова правдивые и утешительные горше их проклятий, после которых человек озлобляется, черствеет и уже никогда не обращается к Богу, представляя его страшным и злым. Прообраз вероломных наставников и утешителей, после которых уже все слова истины бесплодны и бесполезны. О себе говорит он: ''мы дознали.'' Дознаватель, Елифаз Феманитянин.
Первая речь Вилдада Савхеянина (Иов 8 глава).
Он поклоняется прошлым, умершим поколениям своих отцов; бережет их знания и наблюдения, их религию.
Первая речь Сафара Наамитянина (Иов 11 глава).
Сафар – это наука и научные знания. Для него Иов человек лживый и беззаконный. Вера – ничто. Научные знания – Бог. Веру Иова Сафар называет беззаконием. Что видимо, что объяснимо, то ценно и верно.
Вторая речь Елифаза Феманитянина (Иов 15 глава)
Елифаз Феманитянин назвал Иова безумным, пустым человеком, слова которого бесполезны и речи не имеют никакой силы. Елифаз судья. Судит и проклинает Иова, который отложил свой страх, противится Богу, воображая, что разговаривает с Богом. Все речи Иова, по мнению Елифаза, - лукавство. Сам Иов – нечестивый человек.
Елифаз Феманитянин говорит, что среди них есть седовласый и старец, днями превышающий отца Иова. Но, если, как о себе сам говорит Иов, - он сирота с детства, - то друг Иова укоряет Иова за его отца.
Елифаз знает что-то об отце Иова, например, как и при каких обстоятельствах тот ушел из жизни. Прямой намек на прошлое (:11).
Елифаз явно похваляется и ставит примером своего отца; его отец слышал от своего отца. Отец же Иова ничего не успел передать своему сыну, поведать знания своих отцов, но оставил Иова сиротой (:18).
У мудрых есть отцы, у нечестивых – нет.
Своего отца Елифаз назвал мудрым, потому что тот сохранил тайны, услышанные от своих отцов, и передал их Елифазу.
Что за тайна? Мудрым отдана земля. Среди них не было чужаков. Земля по наследству передавалась от отцов к сыновьям.
Отец Иова был чужим, пришельцем, не нашедшем себе места среди того мудрого сообщества. Ходил как чужой среди своих сверстников (:19).
Вся 15 глава Иова – явное обличение, направленное против отца Иова. И если Иов, как сын нечестивого родителя (допустим?) и другой, все равно дом его обречен на проклятие, как проклятого потомка; и, проклятие отца переходит на сына, как бы сын не старался в своей жизни быть праведным.
Откуда такие знания у Елифаза Феманитянина? Он сам говорит о себе: от отцов, которые поведали все, что сами видели и знают!
Продолжение следует.